Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №4

Учитель - логопед

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3413538/pub_5eb4ef61f5eaff76fecd5c58_5eb4f6d8e4773935a401ca7e/scale_1200

 

В МБДОУ №4 "Золотой ключик" работают опытные учителя-логопеды:индивидуально работают над звукопроизношением, монологической и связной речью детей.

Стадии формирования речи ребенка

  • голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач;
  • 2 — 3 месяца — в этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет, молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей;
  • 9 — 10 месяцев — формируется понимание речи взрослых и первые слова, но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию;
  • 11 — 12 месяцев — появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации;
  • 1 — 1.5 года — развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их;
  • 1.5 — 2 года — период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются новые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы;
  • 2 −3 года — формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду;
  • в период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
  • к 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Памятка для родителей

1. приходите на консультации по всем интересующим вас вопросам, связанные с занятиями;

2. логопедическую папку приносите в день индивидуального занятия ребенка;                                                                                                                                                                                                  Обязательно и своевременно выполняйте домашние задания.  

Как заниматься с ребенком летом

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха: 

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

  • Надувать воздушные шарики;

  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: 

  • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

  • Собирать, перебирать ягоды;

  • Помогать взрослому полоть грядки;

  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

  • Играть с глиной, мокрым песком;

  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно: 

  • Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

  • Перебирать крупы;

  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

  • Вышивать (крупным крестиком);

  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

  • Плести из бисера;

  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

  • Полоскать рот;

  • Жевать боковыми зубами;

  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

  • Лизать эскимо. 

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи. 

  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;

  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

  • Переделать известную сказку;

  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

  • Придумать продолжение сказки;

  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

  • Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

  • «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

  •  «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

  • Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

  • - какими словами, красками можно описать время года;

  • - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

  • - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

  • - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

  • Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

  • Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

  • Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

  • Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

  • Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

  •  «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

  • Что хорошего в болезни, а что плохого?

  • Что хорошего в дождике, а что плохого?

  • Играйте в слова, где изменяется только один звукпочка - дочка - точка - кочка…

  •  «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

  • Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

  • Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.

Ориентировка в пространстве  

  • Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).

Закрепление произносительных умений и навыков. 

  • Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

Чтение 

  • Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

  • Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

 

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

 Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!