Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Образовательное пространство:
Созданная пространственная предметно-развивающая среда позволяет выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую и коммуникативную функции. В детском саду оборудованы помещения для дополнительного образования детей: музыкальный зал, спортивный зал, логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, изостудия.
Прилегающая территория детского сада ограждена по всему периметру. На территории оборудованы 7 игровых площадок, экологическая тропа, "тропа здоровья". На каждом участке имеются зеленые насаждения из лиственных и хвойных пород деревьев, декоративных кустарников, цветов.
Сведения о доступе к информационным и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи АОО Конструкторско - технологическое бюро "Орбита". Безлимитный тарифный план: «512 Кбит/с».
Детский сад не предоставляет доступ воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам) к информационным и информационно-телекоммуникационным системам.
Сведения о доступе к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Детский сад не предоставляет доступ воспитанникам (в том числе с ОВЗ и инвалидам) к электронным образовательным ресурсам
Собственные электронные и информационные ресурсы в МБДОУ № 4 "Золотой ключик" отсутствуют.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ:
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ,
БИБЛИОТЕК, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ И ЛИЦ С ОВЗ в МБДОУ №4 "Золотой ключик"
УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения
Конституция Российской Федерации
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ имеются следующие объекты для проведения практических занятий:
- 7 групповых помещений
- 1 кабинет учителя-логопеда ( 2 этаж)
- 1 кабинет педагога-психолога
Предметно-пространственная среда полностью соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20 и обеспечивает реализацию АООП ДО детей с ТНР и АООП ДО детей с нарушениями слуха. Групповые помещения и кабинеты оборудованы следующими специальными средствами обучения и восприятия, приспособленные для использования лицами с ОВЗ и инвалидами:
Кабинет учителя-логопеда:- оборудование и дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБДОУ № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи, такие, как пособия для развития всех сторон речи, развития всех видов моторики, развития ВПФ
- оборудование и дидактические пособия для осуществления психического развития и коррекционной работы по преодолению нарушений развития
- релаксационное и сенсорное оборудование
- настольно - печатные игры и пр.
- оборудование для музыкальных игр - драматизаций
- кукольные театры
- атрибуты для игр
- детские музыкальные инструменты
- стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, балансиры, мягкие спортивные модули
- оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно - ролевых и дидактических игр
- куклы разного пола и размера
- кукольная мебель, посуда, одежда
- наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.
- детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль
- транспортные игрушки
- настольно - печатные игры
- дидактические игры разных видов по возрастам
- игрушки-животные с привлекательной внешностью
- развивающие игры: лото, шашки, шахматы, домино, пазлы, конструкторы и пр.
- оборудование для изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой деятельности: музыкально-дидактические игры и пр.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы музыкально-физкультурные залы, в которых проводятся утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельности, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Специальные адаптивные технические средства для инвалидов, такие, как "говорящие книги" на флеш-картах и специальные аппараты для их воспроизведения, отсутствуют.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения, обеспечен беспрепятственный доступ в здание по адресу ул. Баумана, 198 оборудованный:
- специальными кнопками вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала;
- травмобезопасными перилами и пандусом с нескользящим покрытием;
- тактильной желтой дорожкой и системой навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
- местом парковки для инвалидов;
- дверными проемами с шириной, позволяющей свободное перемещение к любому помещению, находящемуся на 2 этаже организации: музыкально-физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, на 1 этаже: методический кабинет, кабинет заведующего, медицинский кабинет и т.д.;
- знаком доступности.
Сменные кресла-коляски отсутствуют.
Специальные условия питания
В МБДОУ №4 организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.
Специальные условия охраны здоровья
Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ №4 соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня); все помещения оборудованы рециркуляторами воздуха; диспансеризация детей-инвалидов с нарушениями слуха проводится 2 раза в год.
Детский сад обслуживает старшая медицинская сестра (на основании договора с МБУЗ "ЦРБ Константиновского района"). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры.
В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов нуждающимся оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк МБДОУ. В детском саду функционируют:
- 1 группа компенсирующей направленности;
- 2 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (логопедические группы для детей с ТНР).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте МБДОУ (http://goldkey.org.ru) имеется адаптированная версия для слабовидящих с доступом к электронным учебно-методическим комплексам для дистанционного обучения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проектов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемых образовательных разделов педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт МБДОУ. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Групповые помещения и кабинеты оборудованы следующими специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
В кабинете педагога-психолога:- интерактивная песочница
- программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями
- проектор
- акустические системы
- телевизоры ЖКТ
- ноутбуки
- развивающие компьютерные игры на флеш-носителях
- музыкальные центры/акустические системы
- детская метеорологическая площадка
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В структуре МБДОУ не предусмотрено.