Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №4

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Образовательное пространство:

Созданная  пространственная предметно-развивающая среда позволяет выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую и коммуникативную функции. В детском саду оборудованы помещения для дополнительного образования детей: музыкальный зал, спортивный зал, логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, изостудия.

Прилегающая территория детского сада ограждена по всему периметру. На территории оборудованы 7 игровых площадок, экологическая тропа, "тропа здоровья".  На каждом участке имеются зеленые насаждения из лиственных и хвойных пород деревьев, декоративных кустарников, цветов.

Сведения о доступе к информационным и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи АОО Конструкторско - технологическое бюро "Орбита". Безлимитный тарифный план: «512 Кбит/с».

Детский сад не предоставляет доступ воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам) к информационным и информационно-телекоммуникационным системам.

Сведения о доступе к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад не предоставляет доступ воспитанникам (в том числе с ОВЗ и инвалидам)  к электронным образовательным ресурсам

Собственные электронные и информационные ресурсы в МБДОУ № 4 "Золотой ключик" отсутствуют.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ:

СВЕДЕНИЯ  О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ,

БИБЛИОТЕК, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

В ТОМ ЧИСЛЕ И ЛИЦ С ОВЗ в МБДОУ №4 "Золотой ключик"

УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов  и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции  инвалидов в общество.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления  детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы  дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Нормативные акты международного и федерального значения

Конституция Российской Федерации

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)

Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность

Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ имеются следующие объекты для проведения практических занятий:

  • 7 групповых помещений
  • 1 кабинет учителя-логопеда ( 2 этаж)
  • 1 кабинет педагога-психолога

Предметно-пространственная среда полностью соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20 и обеспечивает реализацию АООП ДО детей с ТНР  и АООП ДО детей с нарушениями слуха. Групповые помещения и кабинеты оборудованы следующими специальными средствами обучения и восприятия, приспособленные для использования лицами с ОВЗ и инвалидами:

Кабинет учителя-логопеда:
  • оборудование и дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБДОУ № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи, такие, как пособия для развития всех сторон речи, развития всех видов моторики, развития ВПФ
Кабинет педагога-психолога:
  • оборудование и дидактические пособия для осуществления психического развития и коррекционной работы по преодолению нарушений развития
  • релаксационное и сенсорное оборудование
  • настольно - печатные игры и пр.
Музыкально-физкультурные залы:
  • оборудование для музыкальных игр - драматизаций
  • кукольные театры
  • атрибуты для игр
  • детские музыкальные инструменты
  • стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, балансиры, мягкие спортивные модули
Групповые помещения и на прилегающих территориях:
  • оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно - ролевых и дидактических игр
  • куклы разного пола и размера
  • кукольная мебель, посуда, одежда
  • наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.
  • детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль
  • транспортные игрушки
  • настольно - печатные игры
  • дидактические игры разных видов по возрастам
  • игрушки-животные с привлекательной внешностью
  • развивающие игры: лото, шашки, шахматы, домино, пазлы, конструкторы и пр.
  • оборудование для изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой деятельности: музыкально-дидактические игры и пр.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы музыкально-физкультурные залы, в которых проводятся утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельности, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Специальные адаптивные технические средства для инвалидов, такие, как  "говорящие книги" на флеш-картах и специальные аппараты для их воспроизведения, отсутствуют.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения, обеспечен беспрепятственный доступ в здание  по адресу ул. Баумана, 198  оборудованный:

  • специальными кнопками вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала;
  • травмобезопасными перилами и пандусом с нескользящим покрытием;
  • тактильной желтой дорожкой и системой навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • местом парковки для инвалидов;
  • дверными проемами с шириной, позволяющей свободное перемещение к любому помещению, находящемуся на 2 этаже организации:  музыкально-физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, на 1 этаже: методический кабинет, кабинет заведующего, медицинский кабинет и т.д.;
  • знаком доступности.

Сменные кресла-коляски отсутствуют.

Специальные условия питания

В МБДОУ №4 организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного  питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

Специальные условия охраны здоровья

Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ №4 соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня);  все помещения оборудованы рециркуляторами воздуха; диспансеризация детей-инвалидов с нарушениями слуха проводится 2 раза в год.

Детский сад обслуживает старшая медицинская сестра (на основании договора с МБУЗ "ЦРБ Константиновского района"). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика,  элементы лечебной физической культуры.

В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов нуждающимся оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк МБДОУ. В детском саду функционируют:

  • 1 группа компенсирующей направленности;
  • 2 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (логопедические группы для детей с ТНР).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте МБДОУ (http://goldkey.org.ru) имеется адаптированная версия для слабовидящих с доступом к электронным учебно-методическим комплексам для дистанционного обучения.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проектов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемых образовательных разделов педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт МБДОУ. При необходимости проводится подбор и разработка  учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Групповые помещения и кабинеты оборудованы следующими специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

В кабинете педагога-психолога:
  • интерактивная песочница
  • программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями
В музыкально-физкультурных залах:
  • проектор
  • акустические системы
  • телевизоры ЖКТ
В кабинетах учителя-логопеда:
  • ноутбуки
  • развивающие компьютерные игры на флеш-носителях
В групповых помещениях:
  • музыкальные центры/акустические системы
На территории МБДОУ:
  • детская метеорологическая площадка
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

В структуре МБДОУ  не предусмотрено.

Доступная среда