Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №4

Региональный компонент

рисунок
 

 

 

 

 

 

 

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста сегодня особо значима.

Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2016-2020 годы»,  ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

В Концепции развития образования Ростовской области на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма. 

С чего начинается Родина? Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, станица, город, село, его край.     По-разному рождается у человека чувство любви к Родине и причастности к ней. Но как бы ни возникло это чувство, нет ничего дороже Родины, красота которой открылась человеку однажды как чудо.

Донской край – это и русский край, и одновременно край казачий. Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями.

У донской земли яркая и богатая история и  знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от «ничего» или «из ничего» невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.

В древности говорили: «каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще. Родословную свою знать должны были казаки до «седьмого колена».    

Воспитание гражданина Дона, будущего патриота своего родного казачьего края, знающего и любящего свою малую родину – свою станицу – задача, которую педагоги   МБДОУ  решают в процессе познания и усвоения исторического опыта своего народа, его обычаев, обрядов, традиций, культуры,  выстраивая образовательный процесс с учетом регионального компонента.

Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей станице, селе, городе, усвоение принятых в ней поведения, взаимоотношений, приобщение к миру ее культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в данном случае – Донского края.  Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для обучающихся не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родной станицей, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Воспитание человека этнокультуры - важная задача современного образования.  Педагогами   образовательного учреждения проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в МБДОУ.  Дополнительная образовательная программа «Казачата», разработанная  в МБДОУ,  направлена на освоение дошкольниками историко-культурного наследия родного края, педагогический потенциал которого особенно значителен для ребенка, т.к. является и этническим, и территориально близким (возможность посещать памятные места, музеи, скверы; слышать фольклорные и авторские произведения, созданные на родной земле). 

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Казачий быт, обычаи, традиции и культура обладают глубокой преемственностью. Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия, привлекают детей и стимулируют их использование в детской деятельности.

МБДОУ  имеет статус «Казачье», присвоенный Правительством Ростовской области Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений ростовской области, Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское».  В целях выполнения Постановления Правительства РФ № 475 от 01.06.2012 года «О присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям», МБДОУ №4 «Золотой ключик» № 81 от 30.05.2016 г.

Деятельность   старшего воспитателя, с педагогами МБДОУ по разработке и реализации регионального компонента содержания образовательного процесса строится в определенной системе:

1.  Образовательная  деятельность по данному направлению ведется на основе программы Г.Н.Калайтановой «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».   Разработана  и успешно внедряется в практику  образовательной деятельности рабочая учебная программа ДОУ «Казачок» по курсу «Познавательное развитие. Региональный компонент - казачество», с целью изучения традиций, быта, творчества наших предков – казаков;

2.Организационно-административная работа учреждения в условиях реализации программы по изучению культурного наследия родного края предполагает организацию образовательного процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берет на себя основные функции развития ребенка;

3. Создаются условия для профессионального роста педагогов с учетом их интересов и склонностей – проводятся семинары и консультации по темам «Использование регионального содержания в социально-личностном развитии дошкольников», «Организация и эффективность работы по внедрению этнокультурного  компонента»,  педсоветы «Реализация регионального содержания в образовательной работе дошкольного учреждения на основе традиций донского казачества», «Использование этнокультурного компонента в формировании патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника», выставки совместного детского и родительского творчества «Родной край».   Периодически  организуются выставки  литературы в методическом  кабинете по теме «Культурно-историческое наследие Донского края в патриотическом и социально-нравственном воспитании дошкольников»;

4.  Самообразование - педагоги МБДОУ,  в рамках изучения истории Донского казачества, истории своей малой Родины -   активно знакомились с учебными пособиями Г.Астапенко, М.П.Астапенко, Б.А.Алмазова.

5.  Освоение культурного наследия родного края – это и постепенная целенаправленная организация предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.    Деятельность  по  организации  культурно-исторической среды организована совместно с родителями обучающихся.  Инициативной родительской группой пошиты  казачьи костюмы для детей казачьей группы, проведен сбор атрибутов казачьего быта, и изготовление необходимых казачьих атрибутов – деревянных коней, шашек, папах, украшений к костюмам. В детском саду   изготовили макет казачьего двора,    в  группах  есть  уголок казачьего быта – казачья горница. Своими руками родители-казаки изготовили плетень, мебель на старинный казачий лад. Мамы связали  салфетки, сшили занавески, покрывала, скатерти, собирали и приносили рушники, платки, шали.

6. Образовательная деятельность по региональному компоненту реализуется в НОД - циклах занятий познавательного характера, которые непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, в изодеятельности, тематика которой проблемно связывается с познавательными занятиями; в музыкальной деятельности – работа планируется с использованием казачьих песен, традиционной пластики в танце, характерной нашему региону; в экологической, в игровой, театральной деятельностях.

Для успешной работы по духовно – нравственному развитию дошкольников на основе исторического опыта, в   ДОУ последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей. Например, мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов, мы вместе с детьми, родителями участвуем в игровом исполнении тех обрядов, о которых мы хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков – это празднование Рождества Христова с традиционной кутьей, старого Нового года с  традиционными варениками, чествование Масленицы с ее блинами;

- продвижение от опыта к знанию – мы не просто рассказываем, как раньше организовывались ярмарочные гуляния, а проводим осенние праздничные ярмарки, на которых дети перевоплощаются в коробейников, ярмарочных зазывал, устраивают шутливые потасовки, состязаются в силе, умелости, показывают знание жизни казаков, их песенный и фольклорный репертуар;

7.Сотрудничество с социальными партнерамиодно из условий успешной реализации регионального компонента. МБДОУ в данном направлении взаимодействует с коллективами:  МБУК ДК, ЮРТОВОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО "КОНСТАНТИНОВСКИЙ ЮРТ" ОКРУЖНОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ПЕРВЫЙ ДОНСКОЙ ОКРУГ ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ"

Данная систематическая деятельность приносит свои плоды.  Воспитанники  с интересом ждут  занятий, рады знакомству и освоению каждого нового шага в познании истории наших предков. В своих рассказах они проявляют гордость за свое происхождение, любовь к семье, родному краю,  Родине.