Семейный ИЗО - практикум
Руководитель: Михайлычева Александра Владимировна, педагог дополнительного образования.
Педагогом разработана мини-программа "Волшебная кисточка", срок обучения - 4 года, адаптирована для детей. Основной целью программы является развитие творческих способностей детей. Изобразительная деятельность – это важнейшее средство эстетического воспитания ребенка-дошкольника. В процессе работы с детьми педагог создает благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. В её процессе развиваются эстетическое восприятие и представления, чувства формы, цвета, ритма, формируется художественно - эстетический вкус. Все занятия разработаны по принципу интеграции с учетом возрастных и психофизиолгических особенностей детей дошкольного возраста и организуются в игровой форме.
Занятия проходят в специально оборудованной ИЗО - студии, где для каждого ребенка легкодоступны наглядные материалы, различные виды кистей, красок, карандашей. У каждого ребенка есть свое оборудованное рабочее место. Стоя за мольбертом каждый малыш может почувствовать себя настоящим художником. Результаты творческой деятельности детей презентуются на выставках, вернисажах и конечно на конкурсах детского творчества разного уровня.
Пескотерапия.
Руководитель: Михайлычева Александра Владимировна, педагог дополнительного образования.
Педагогом разработана мини - программа "Пескотерапия", срок обучения - 4 года. Пройдено обучение в Международной школе Арт - терапии по теме: "Источник красоты: экзистенциальная арт - терапия для поддержки людей в меняющемся мире" в объеме - 2 ак. часа.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Помогает ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать свое внутреннее «Я».
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике» . К.Г. Юнг
ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ИГРЫ В ПЕСОК
- Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире
- Развивают мелкую моторику, глазомер
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир
-
Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.
Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития.
Выделяют четыре эффективных упражнения песочной терапии:
- «Чувствительные ладошки». Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
- «Отпечатки». Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
- «Секретик». Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
- «Рисование». С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке . Если умения позволяют, можно создавать целые картины.
Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.
Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (побуждает фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь). Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т. д. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, то появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Пескотерапия получила широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:
- диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы
- причины необычного или странного поведения ребенка или подростка
- снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность
- помогать ребенку более гармонично развиваться
- способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме)
- помогать общему развитию, социализации детей (в том числе детей – инвалидов).
Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В случае с пескотерапией, ребенок самовыражается, и это помогает ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать. В процессе песочной терапии, создаваемые композиции позволяют выразить, то, что иногда не передать словами.
Мы стремимся шагать в ногу со временем и используем в своей работе не только кварцевый (сухой) песок, но и кинетический живой песок.
Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой.
Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.
Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры.
Эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.
Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?
- Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.
Оборудование для занятий пескотерапией:
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов:
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена и пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
- злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
- Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции.
Занятия «Песочной терапией» не рекомендованы для детей :
- С эпилепсией
- С легочными и кожными заболеваниями
- С аллергической реакцией на пыль
- С проявлениями гиперактивности
Опыт подтверждает правоту слов К. Г. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».